17 мар. 2015 г.

Как успеть сделать всё?

   
Так, за что хвататься? Что делать в первую очередь? Как успеть сделать всё, выполнить всю массу дел, которая постоянно накапливается!

Если вы периодически или постоянно не задаёте себе эти вопросы, вы можете спокойно заняться своими делами. А вот если вы крутитесь, как белка в колесе, но у вас твердое ощущение, что вы ничего не успеваете, устраивайтесь удобнее. А поскольку лучше всего информация воспринимается на примерах, то сегодня раскладывать по полочкам я буду себя )).
Начну с того, что я никогда не была поклонником ежедневного планирования. Обычно я делала то, что было более важным в данный момент. Человек я активный, дел всегда было много и, как правило, важным оказывалось то, что как называется «уже горит». Очень часто я делала несколько дел одновременно и  большой период своей жизни я прожила по принципу «надо!». Не важно, хочется или нет, есть время или нет, слово «надо» оказывалось решающим.

И такое положение дел продолжалось бы и по сей день, если бы на моём пути не стали встречаться люди, которые позволяли жить себе по принципу осознанного выбора. Они сами выбирали, что и когда им делать. У них находилось время практически на всё. Они позволяли себе делать то, о чем я не могла даже мечтать. И при всём при этом, так же как и у меня, у них были дети, мужья, они развивали свой бизнес (чаще всего даже несколько), но они не выглядели запыхавшимся многоруким существом, стремящимся успеть сделать всё

Как и все, кто решается жить по плану, первое, что я сделала – купила ежедневник. В полной уверенности, что теперь я буду успевать абсолютно всё :-) , я написала список необходимых дел на следующий день и несколько дел на неделю… Утром с энтузиазмом я принялась выполнять всё намеченное. Увы, первый блин оказался комом. Я не сделала и четвёртой части намеченных дел. Причина банальная – я не учла время, необходимое для каждого из занятий.

Но отступать я не привыкла и началась… борьба. Ежедневник словно ожил, и начал вставлять мне палки в колёса! То я забуду в него посмотреть и пропущу время, отведенное на определенное действие. То начинаю искать его по всем сумкам и столам, хотя он при этом лежит на самом видном месте… В общем, ничего кроме раздражения, он во мне не вызывал. В то время я ещё не знала, что борьба с собой - самое бесперспективное занятие. И сражалась, как могла. Решением стали «напоминашки» - маленькие цветные листочки бумаги, на которых было написано, что и когда необходимо сделать. Дом буквально запестрел ими, но они того стоили. Забывать я стала гораздо меньше.


Правда возникла другая проблема – список необходимых дел на следующий день начал вызывать во мне раздражение уже на стадии написания! Я не укладывалась в отведённое время и дела наезжали одно на другое. И чтобы избежать этого, при планировании времени на то или иное занятие я начала оставлять себе запас времени. Если можно так сказать - временные карманы. Если на уборку дома мне нужно было полтора часа, я отводила один час и сорок пять минут. И если я укладывалась в полтора часа, то в оставшиеся 15 минут я просто могла посидеть расслабившись на диване.

Для того, чтобы более точно отследить сколько времени мне нужно на ту или иную работу, мне пришлось сделать хронометраж нескольких своих рабочих дней. Сделать это совсем просто, если у вас всегда с собой небольшой блокнот и ручка. Вам останется просто фиксировать время начала и окончание любого своего занятия. Только записывать нужно абсолютно все свои действия, от самых больших до самых незначительных. И 15 минут потраченные на телефонный разговор "ни о чём с подругой"; и 10 минут на очередную чашку кофе; и 30 минут, отведённые на социальные сети, которые почему-то переросли в два часа... Буквально всё, по минутам. Когда я проанализировала свои записи за неделю, я не поверила своим глазам! При постоянном временном цейтноте, я умудрялась каждый день 2-3 часа своего времени просто растранжиривать. Было о чём задуматься.     

Примерно в это время мне попалась книжка Брайана Трейси «Оставьте брезгливость, съешьте лягушку». Прочитав её за пару часов, я буквально воспряла духом!  Такой массы ценных и полезных советов я ещё не встречала. Я не буду переписывать её содержание (те из вас, кто захочет, могут прочесть её сами), но именно из неё я почерпнула основные правила:

  1.  Составлять несколько перечней дел. На месяц, на неделю, на день.

  2. Любой из перечней надо разбивать на :  

  • Что нужно сделать обязательно.
  • Что следовало бы сделать.
  • Что было бы прекрасно сделать.

Таким образом, я сразу "убила двух зайцев". Во-первых, я научилась расставлять приоритеты в делах. Во-вторых, когда делала что-то из второй или третьей категории, был лишний повод порадоваться своим успехам, а не корить себя постоянно, как я делала это раньше, за то, что ничего не успеваю.

Со временем я научилась успевать делать практически всё, что запланировала. А главное, делать это качественно и с удовлетворением. И, как ни странно, помогло мне в этом изучение психологии. Я поняла главное – оказывается слово «надо», при желании и некоторых навыках, достаточно легко заменить на  «хочу». Вспомните, когда вы работаете более эффективно и с удовольствием? Когда вы сами себя заставляете, тем что «надо» сделать или, когда вы делаете это по собственному желанию, когда вы хотите этого. Но это уже тема для другого поста. И я обязательно расскажу вам об этом в следующий раз. А сейчас подобьём итог.

Так как же успеть сделать всё?

  1. Планируйте дела на месяц, на неделю, на день с указанием конкретного времени, необходимого на выполнение той или иной задачи.

  2. Любые запланированные действия необходимо упорядочить по их значимости, то есть самые важные – в первую очередь. У вас может не хватить времени на все дела, но самые важные вы успеете сделать.

  3. Сделайте фото (хронометраж) своей рабочей недели. Это поможет вам не только определить, сколько времени нужно на то или иное занятие, но и увидеть, какие из ваших задач можно делегировать своему окружению (мужьям, детям, наёмным помощникам).

  4. Не планируйте глобальные задачи. «Разрежьте» задачу на ломтики. Арбуз практически невозможно укусить не разрезав. Зато как приятно его есть ломтиками!

  5. Делайте для себя «напоминашки». Они избавят вас от авралов.

  6. Планируйте не только работу, но и отдых.

  7. Планируйте реально. В любой самый идеальный план нельзя вставить форс-можорные обстоятельства. Но можно запланировать на них время.

  8. Не планируйте свой день «под завязку». Вы ведь не белка в колесе.

  9. Планируйте все дела исходя из ваших ближайших целей. Ваши планы не должны противоречить вашим интересам.
Я думаю, что для начала хватит. Мне хочется пожелать вам получать от всех ваших дел удовольствие. И помните, что нам не дана возможность управлять временем. Мы не можем остановить его, повернуть вспять или ускорить его бег. Но планируя своё время, мы можем гармонично вписаться в него. И идти в ногу со временем! 

Чтобы не пропустить новые публикации, подписывайтесь на обновления!

P.S. А как вы планируете своё время? Какие действия вдохновляют вас? Какие секреты в самоорганизации помогают вам овладеть искусством успевать делать всё? Очень жду ваши комментарии по этому поводу.

2 комментария:

  1. Спасибо за идею с хронометражём! Может наконец-то я буду успевать делать то, что запланировала, а то времени на всё никогда не хватает! И временные карманы - это тоже для меня. Обязательно воспользуюсь.

    ОтветитьУдалить