24 янв. 2014 г.

Как бороться с перфекционизмом?

   
Знакома ли вам ситуация, когда вместо того, чтобы сделать какую-то работу, вы мучительно раздумываете, как же к ней приступить. Вы берётесь за выполнение других, менее важных задач и готовы заняться чем угодно, но не тем что нужно. Причин этого состояния не так уж много. Одна из них – это перфекционизм, или как ещё принято называть «синдром отличника». Как бороться с перфекционизмом? Нужно ли это делать? И если нужно, то как?

    Перфекционизм – это желание сделать всё наилучшим образом. И в этом не было бы ничего плохого, если бы желание сделать всё идеально, в буквальном смысле слова, не изнуряло человека. Стремление сделать всё на высшем уровне не позволяет ему начать спокойно работать. Ведь даже настрой на идеальное выполнение работы, требует куда больше энергии, чем простое, не идеальное выполнение самой этой работы.

    Можно долго рассуждать о причинах перфекционизма, найти их не сложно. Как правило, все они «лежат» в заниженной самооценке. Даже в тех ситуациях, когда нас не оценивает никто, мы, по привычке, добиваемся совершенства просто для себя. Это в детские годы, при получении похвалы за идеально выполненное задание, мы улыбались до ушей и были горды собой настолько, что готовы были следующее задание сделать ещё лучше! Мы выросли, научились оценивать свои возможности и как правило, уже не стремимся доказать что-то кому-то. Теперь мы доказываем что-то только себе. И для нас нет более жёсткого критика, чем мы сами. Так что избавиться от причин гораздо сложнее, чем их обнаружить.



    Так как бороться с перфекционизмом? 


Исходя из собственного опыта скажу, бороться не надо. Бороться с собой бессмысленно. Только после того, как вы начнёте воспринимать себя таким, какой вы есть, произойдут перемены.  Мне в этом помогли три правила жизни:



  1. Вы не обязаны оправдывать ни чьих ожиданий.

  2. Никто не обязан оправдывать ваших ожиданий.

  3. Вы не обязаны оправдывать собственных ожиданий.

    Если вы примите эти правила и научитесь по ним жить, ваша жизнь кардинально изменится. Но это процесс не одного дня. 

    Поэтому делюсь с вами одной простой, но очень эффективной техникой.

    Как только вы начинаете «кружить» вокруг какой-то задачи, задайте себе вопрос: В настоящий момент, что важнее сделать это быстро или идеально? Как правило, мы привыкли сравнивать понятия лежащие в одной плоскости: быстрее – медленнее, лучше – хуже… И, на первый взгляд, эти два вопроса не сопоставимы. Но это не совсем так. Ведь перфекционизм, в первую очередь, съедает наше время. Некоторые люди переделывают одно и то же задание по 5-10 раз. Представьте, сколько времени на это уходит. Но чаще всего, нужен не идеальный, а быстрый результат. Это не означает, что вы сделаете работу по принципу: «И так сойдёт!». Вам это не грозит :-) . И даже если вы допустите ошибку, ничего страшного не произойдёт. Отнеситесь к этому с юмором. «О-о-о! Прогресс! Даже я способен на ошибки :-) ». 

    Для перфекциониста всегда важен результат. Вот именно поэтому надо перенести акцент на процесс. В данном случае, на время выполнения. И тогда сам результат отойдёт на второй план. Приведу собственный пример. Блогер я начинающий, к тому же чайник, но мне очень интересно делать всё самой. Свою первую продающую страницу я делала два дня. Через день она мне разонравилась и ещё день я потратила на её переделывание. Но вскоре мне пришлось делать ещё одну. Сделать её надо было срочно! Мне даже не пришлось задавать себе вопрос, что в этой ситуации важнее? Сделала я её за полтора часа. Умудрилась допустить ошибку, но когда мне на неё указали, я её просто исправила. Буквально за несколько секунд. А теперь подсчитайте, сколько времени я сэкономила.

    Поэтому, старайтесь сделать процесс максимально быстрым. Легче переделать какие-то неточности в готовом задании, нежели оттачивать до идеальности каждое малейшее действие.

    И в заключение скажу совсем неожиданную вещь. Любите свой перфекционизм. Ведь именно он помог вам стать теми, кто вы есть. Примите его и поблагодарите за то, что он помог вам достичь тех результатов, которые вы имеете. И отпустите...  ;-)

 С вами была, Наталья Мазуркевич.

Комментариев нет:

Отправить комментарий